С каждым годом полимерная упаковка все быстрее вытесняет материалы из стекла, металла и бумаги за счет своей дешевизны и удобства. В России крупнейшим современным производителем гибкой упаковки является казанское предприятие «Данафлекс-НАНО», которое не только постепенно замещает на отечественном рынке импортные материалы, но и создает новые технологии. В конце 2015 года компания единственной в стране начала производить тубный ламинат — упаковку для косметики и бытовой химии, раньше полностью завозившуюся из-за рубежа. Корреспондент "Русской планеты" побывала на предприятии и убедилась
Слой за слоем
– Издревле людям приходилось ухищряться, чтобы на долгий срок сохранить продукты питания. Амфоры из керамики, стекло, металл… Но с открытием способов переработки нефти и газа появились полимерные материалы, полиэтилен и полипропилен. И они стали замещать традиционную упаковку, потому что дешевле, легче… Пакеты из полиэтилена использовали уже в 1960-70-е годы, в нашей стране рост производства из полимеров пришелся на начало 2000-х и с тех пор не останавливается, — говорит ведущий маркетолог компании Амир Ахметов.
С группой специалистов завода мы направляемся в цеха «Данафлекс-нано», расположенные в большом пятиэтажном синем здании на территории технополиса «Химград». Перед входом надеваем белые халаты и голубые шапочки.
– У нас производство полного цикла, — рассказывает, идя по негромко гудящему цеху, Амир Ахметов. — Мы сами выдуваем пленки, сами их ламинируем, печатаем на них изображения и, если нужно, формируем пакеты.
Мне показывают несколько машин, производящих пленку из полимерной крошки. Первая разогревает и расплавляет крошку и волной горячего воздуха высотой в несколько этажей выдувает пленку вверх. Это похоже на огромный прозрачный мыльный пузырь. Так получается пленка, имеющая до девяти различных слоев.
Производит завод и 17-слойные пленки, для чего закупил редкое немецкое оборудование. В этом случае пленка выливается на охлаждающий барабан. Каждый из слоев придает ей особое барьерное свойство — не пропускает влагу или кислород, дает «эффект памяти», устойчивость к агрессивным средам.
– Современная упаковка — это, как правило, ламинат, то есть несколько слоев пленок разного качества. Например, для упаковки чипсов мы делаем пленку в три слоя. А вот кетчупам, кофе страшен ультрафиолет, и тогда на полиэтилен мы ламинируем фольгу, — поясняет Ахметов, знакомя с цехом ламинации.
В цехе печати огромное пространство занимают самые современные печатные машины, способные наносить до 12 красок со скоростью до 600 метров в минуту. 15 лет назад «Данафлекс» начинался отсюда. Сейчас у компании — крупнейший парк машин в России. На этой немецкой и японской сложной технике в 2015 году было произведено более 13% всей упаковки, выпущенной в России. На двух производственных площадках работают более 800 человек в три смены, круглосуточно.
Дизайн окрашенных и скатанных в рулоны упаковок узнаю сразу — это всем известные бренды с полок продуктовых магазинов.
– Мы крупнейший участник рынка, — замечает Ахметов. — Соответственно, наши заказчики — все крупные производители. Наши основные сегменты — это масложировые продукты (кетчупы, майонезы, соусы), кондитерские изделия, бакалея (макароны, крупы), молочная продукция, корма для животных, замороженные продукты, кофе, детское питание, бытовая химия. А также производители, потребляющие пленку без печати: мясопереработка, хлебопекарни, строительная отрасль. Это все различные типы упаковки и пленок, с различными рецептурами и технологиями.
Рабочие в синих спецовках расстилают на столе под лампой отпечатанный кусок пленки с изображением известной марки сгущенного молока. Кстати, именно «Данафлекс» предложил впервые использовать дой-паки (стоячую гибкую вакуумную упаковку) для сгущенки: очень долго убеждали производителей отказаться от дорогих и неэкологичных консервных банок, а сейчас молочные дой-паки для России — уже норма.
Что такое нанотехнологии?
– Каждый наш новый продукт — это новые свойства материала, в том числе замена импорта. Мы начали эту тенденцию с твист-пленок, в которые упаковывают кондитерские изделия, конфеты. Раньше твист-пленки завозились из Европы. А в 2015 году первыми в стране запустили производство тубного ламината, который используется для упаковки косметики, средств гигиены, соусов. Такой ламинат обладает ограниченной упругостью и не поглощает воздух при сдавливании, поэтому содержимое тубы не портится в процессе использования, — рассказывает руководитель отдела инноваций и разработок Максим Верижников.
Меня знакомят с еще одним уникальным оборудованием — металлизатором, покрывающим пленку слоем металла. Например, на нем создается блестящая сторона конфетного фантика. За толстыми стенами происходит сложнейший процесс: металл доводится фактически до состояния испарения и наносится на пленку, которая плавится только при очень низких температурах.
Но самое главное, для чего завод купил эту машину — это разработка собственного проекта по замене алюминиевой фольги в упаковке на более экологичные материалы со свойствами, не уступающими фольге. Это инновационное решение должно изменить мир гибкой упаковки. Опытные образцы новой пленки сейчас выпускаются в Японии, Германии и США, но завод планирует превзойти своих конкурентов.
– Многие задают вопрос, что такое нанотехнологии. Это масштаб. Мы наносим на пленку покрытие слоем несколько нанометров. Тончайший слой, но при этом такой плотный, что фактически заменяет фольгу. В итоге происходит облегчение и удешевление упаковки. Есть и много других преимуществ, — говорит Верижников.
– Какие планы у завода? — спрашиваю я у его уже на выходе из цехов.
– Мы приступили к строительству завода в Чехии. Уже сейчас работаем по всей России, но чувствуем, что инженерный состав компании накопил достаточно опыта, чтобы выйти на рынок Европы и стать мультинациональной компанией.
– Насколько вредна гибкая упаковка с точки зрения экологии?
– Упаковка — это сложная многослойная структура, которая состоит из различных материалов. Как ее переработать? Крупнейшие мировые компании бьются над этим вопросом. И я уверен, что рано или поздно мы найдем ответ. У нас есть решения, которые уже прошли испытания в лаборатории канадского института. Это добавка в полиэтилен, которая под воздействием окружающей среды разрушает саму структуру упаковки на мелкие сегменты. Это «запрограммированное старение». Пока мы ее не используем, потому что, с другой стороны, как раз добиваемся того, чтобы продукты в нашей упаковке хранились очень долго. Но компромисс будет найден. В будущем появится способ полной переработки полимерной упаковки. Наука тоже движется в эту сторону, многие ученые считают, что использовать нефть для производства пластика — это лучше, чем сжигать ее.
– Какой будет упаковка в будущем?
– Тренд с начала времен — сделать упаковку тоньше, легче, но чтобы при этом она обладала всеми необходимыми физико-химическими свойствами. Это и более экологично: нужно меньше упаковки для того же количества продукта. С каждым годом наш завод в тоннах выпускает все больше упаковки. Но нужно понимать, что мы растем за счет увеличения количества дизайнов и тиражей. Тогда как из-за утоньшения пленки ее масса падает. На одну шоколадку приходится сейчас меньше упаковки, чем раньше: не нужно срубать дерево, чтобы завернуть ее в бумагу. Переход на гибкую упаковку происходит во всех отраслях. Итак, упаковка будет тонкой, умной, экологичной и дешевой.