07.09.2014
Прорыв в ведении бизнеса - электронный документооборот для резидентов «Химграда»
С августа 2014 года Технополис «Химград» предлагает резидентам новый продукт – электронный документооборот.
Электронная система значительно ускоряет обмен документами, расчеты по сделкам и делает взаимодействие между компаниями эффективным, а также позволяет экономить издержки на бумагу, принтеры и почтовые пересылки.
Эффективность электронного документооборота уже оценили многие финансовые и налоговые службы Российской Федерации. Повсеместно различные государственные муниципальные унитарные предприятия и бюджетные организации внедряют программу «Диадок» и отмечают ее превосходство перед бумажным системой ведения документооборота.
Интервью пресс-службы Технополиса «Химград» с руководителем обособленного подразделения ЗАО «ПФ «СКБ Контур» в г. Казани
Илдаром Шаяхметовым о новой системе электронного документооборота «Диадок».
1. Расскажите немного о системе Диадок? Что она из себя представляет, ее полное название? В каком году и кем она была создана?
- Контур.Диадок – это система электронного документооборота, которая позволяет компаниям обмениваться между собой юридически значимыми электронными документами (счетами-фактурами, актами, товарными накладными, договорами и другими). Разработчик Диадока — компания СКБ Контур была образована в 1988 году в Екатеринбурге и, по сути, является ровесницей IT-индустрии в стране. СКБ Контур имеет значительный опыт организации электронного юридически значимого документооборота и является одной из крупнейших IT-компанией в России.
Сейчас продуктовая линейка СКБ Контур включает 20 программных продуктов для бизнеса и бухгалтерии.
2. В чем ее преимущества и функции этой программы? Для чего она используется?
- Безбумажный документооборот в системе Диадок осуществляется мгновенно и обладает юридической силой. Электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП), приравниваются к бумажным аналогам и не требуют дублирования на бумаге. Они значительно ускоряют расчеты по сделкам и делают взаимодействие между компаниями прозрачным и оперативным, а также позволяют экономить на непроизводственных издержках на бумагу, принтеры и почтовые пересылки. Представление документов по требованию налогового органа то телекоммуникационным каналам связи существенно облегчает подготовку и проверку документов.
Защищенный электронный документооборот осуществляется в системе Контур.Диадок с помощью КЭП, которая подтверждает личность подписанта и защищает документ от дальнейших искажений информации.
В Диадоке уже зарегистрировано более 400 000 компаний, с которыми можно начать обмен электронными документами прямо сейчас. При этом для обмена документами через Диадок компании не нужно заключать никаких дополнительных соглашений со своими контрагентами.
3. Какие основные показатели эффективности программы?
- Основные показатели эффективности при переходе на ЭДО – это:
1. сокращение времени движения документа от недель до секунд;
2. сокращение трудоемкости обработки документа (автоматизация учета и поиска);
3. экономия на закупке бумаги и картриджей для печати, ремонт и покупку печатной техники;
4. экономия на доставке документов;
5. снижаются налоговые риски: доставка документов, их сохранность и круглосуточный доступ к ним гарантированы системой Контур.Диадок;
6. сокращаются затраты на хранение и обработку документов: их не нужно распечатывать и хранить в бумажных архивах;
7. представить электронные документы по требованию ИФНС можно через интернет.
Компании, которые к процессу внедрения ЭДО отнеслись с максимальной заинтересованностью, получили эффект в течение полугода: проект полностью окупился. Например, спустя всего 5 месяцев после завершения пилотных проектов в КИА Моторс Рус все 160 дилеров начали получать документы от Kia в день их формирования, а заодно избавились от необходимости вручную вводить данные в учетные системы.
В переходе на ЭДО особенно заинтересованы компании, у которых норма прибыли низкая (например, ритейл). Они очень активно входят в данный процесс и извлекают существенную пользу.
4. Чем она отличается от других подобных? Есть ли аналоги в России и за рубежом?
- В России и за рубежом существует большое количество операторов электронного документооборота, которые предлагают решения различной функциональности.
Контур.Диадок – это гибкая система, в которой реализованы отдельные полезные функции, например, возможность аннулирования отправленных документов, возможность согласования как входящих, так и исходящих документов внутри организации, что заметно автоматизирует и ускоряет даже процесс внутреннего согласования.
По настоящему эксклюзивным является то, что Диадок внедряется под ключ: от интеграции и подключения клиента до подключения его контрагентов.
На сегодняшний день у Диадока наибольшее в сравнении с конкурентами количество интеграционных модулей, которые могут встроятся в любую учетную систему (даже самописную). Более того, любые интеграционные работы на стороне клиента ведутся с внимательным сопровождением разработчиков системы Диадок.
Кроме того, сегодня в стране существует единственное роуминговое соглашение о переводе обмена электронными документами в режиме промышленной эксплуатации между операторами ЭДО СКБ Контур и «КОРУС Консалтинг СНГ» (дочернее общество ОАО «Сбербанк России»). Реализованная операторами технология роуминга уже применяется на практике компаниями «Проктер энд Гэмбл», METRO Cash&Carry, «Нестле Россия» и X5 Retail Group. Сегодня СКБ Контур тестирует роуминг с пятью операторами ЭДО.
5. Каким компаниям подходит данная система? Легка ли она в использовании?
- Электронный документооборот востребован в большинстве отраслях. В свою очередь, Диадок предлагает решения, как и для крупных предприятий, холдингов, так и для небольших компаний. В случае крупных компаний, имеется в виду интеграция в учетную систему клиента, и разработка дополнительного функционала при наличии потребности.
Но традиционно самый большой вклад в объемы трафика вносят ритейл, телекомы, автодистрибуция, энергосбытовые компании и фармдистрибуция. Это объясняется тем, что существенной статьей расходов компаний этих отраслей является поддержка бумажного документооборота.
Важно отметить, что кроме крупных компаний на ЭДО постепенно переходит сегмент малого и среднего бизнеса. Помимо контрагентов крупных организаций, которые бесплатно получают электронные документы, к ЭДО самостоятельно подключаются представители малого бизнеса. Для них это дополнительная возможность развития без каких-либо географических ограничений. Для них Диадок предлагает веб версию, которая не ограничена по функционалу, но более проста в использовании, так как не требует установления специализированного ПО. В Веб версию просто зайти и начать работу с любого устройства.
6. Где и с какого года применяется данная программа в России?
- Если говорить о юридически значимом электронном документообороте (b2b) то свое движение он начал в мае 2012 года. Но именно в последнее время наблюдается значительное увеличение компаний, переходящих на электронное взаимодействие. Количество электронных документов и число компаний, вовлеченных в юридически значимый электронный документооборот, ежеквартально увеличивается в полтора раза. Например, по нашим прогнозам в 2014 году число документов, переданных через систему Контур.Диадок, увеличится в 4-5 раз по сравнению с прошлым годом.
7. С чем (какими программами, процессами) интегрируется программа Диадок?
- Внедрение электронного документооборота на каждом предприятии предусматривает индивидуальный подход. Компания СКБ Контур предоставляет широкий набор инструментов для внедрения Контур.Диадок, в том числе методом глубокой интеграции. К этим инструментам относятся готовые модули (1С-модуль, для SAP, для Парус, для Oracle, для Доксвижн и т.д.). Также развит API (application program interface) - программный интерфейс, позволяющий очень просто интегрировать функциональность электронного документооборота в любую современную учетную систему (1С, SAP, Oracle, MicrosoftDynamics AX/NAV и др). Также специалисты Контур.Диадок обеспечивают консалтинг по использованию данных инструментов. Что немаловажно, в СКБ Контур развита служба технической поддержки клиентов, управление клиентского сервиса и т.д.
8. Правда ли то, что приблизительно через 2 года Диадок будут вводить повсеместно и в обязательном порядке?
- Говоря об ЭДО в компаниях, следует различать сдачу отчетности в электроном виде в налоговые, а также иные государственные органы (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Росстат и т.д.) и обмен счетами-фактурами и другими документами между компанией и ее контрагентами.
В России возможность передавать документы в электронном виде появилась в начале 2000-х гг. с принятием ФЗ № 180 от 28.12.2001 г. «О внесении изменения в статью 80 части первой НК РФ», позволившего налогоплательщикам представлять декларации не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Далее в 2002 году вступил в силу Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Эти и другие нормативные акты сформировали законодательную базу для перехода на безбумажную технологию сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи.
Сегодня некоторые категории предприятий обязаны представлять отчетность в контролирующие органы исключительно в электронном виде:
• Плательщики НДС обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде через операторов ЭДО (Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ);
• Компании со среднесписочной численностью сотрудников свыше 100 человек обязаны сдавать налоговую отчетность в электронном виде (НК РФ);
• Компании со среднесписочной численностью сотрудников более 50 человек обязаны отчитываться в электронном виде в ПФР и ФСС.
Что касается электронного документооборота между компаниями, то нормативная база, регулирующая данную сферу, завершила формироваться в 2012 году. Так, например, счет-фактуру стало возможно перевести в электронный вид только в мае 2012 года, сразу после вступления в силу Приказа ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138, утвердившего формат электронного документа. Теперь организации и индивидуальные предприниматели могут выставлять электронные счета-фактуры, в том числе корректировочные, первичные бухгалтерские документы, договоры и др. На сегодняшний день не предусматривается обязательный переход на электронное взаимодействие между компаниями.
По вопросам перехода на электронный документооборот обращаться в Абонентский отдел Технополиса «Химград» по тел.: (843) 212-54-20.